Ермак Елена Анатольевна, профессор кафедры, доктор педагогических наук, доцент

Версия для печати

Ермак Елена Анатольевна
профессор кафедры 
математики и методики обучения математике

Ученая степень – доктор педагогических наук.

Ученое звание - доцент.

Образование - окончила физико-математический факультет Псковского государственного педагогического института, специальность «математика и физика»; аспирантуру по специальности 13.00.02 – методика преподавания математики в Российском государственном  педагогическом университете им. А.И.Герцена (1988-1991 годы); докторантуру по кафедре методики обучения математике Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена (1999-2002 годы).

Специальность -13.00.02, теория и методика обучения и воспитания (математика, уровень общего образования).

Научные интересы –развитие пространственного мышления различных категорий обучающихся (старшеклассников, студентов) на основе геометрической составляющей естественнонаучной картины мира; актуальные вопросы методики профессиональной подготовки и переподготовки в системе высшего профессионального образования.

Контактная информация: elaner@list.ru.

Список преподаваемых дисциплин: методика обучения математике; математический анализ; теория функций комплексной переменной; современные проблемы науки и образования (магистратура); статистические методы в педагогических исследованиях (магистратура); история математических  учений (магистратура); история астрономии и др.

Повышение квалификации:

  • по программе краткосрочного обучения  «Разработка образовательных программ  и учебно-методического обеспечения образовательного процесса на основе ФГОС ВПО», РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, 2012 г., в объеме 72 ч.
  • по программе «Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования: 3 года работы. Итоги и перспективы»,  ПОИПКРО, Псков, 2013 г., в объеме 16 ч.
  • по программе «Электронное портфолио обучающегося», ПсковГУ, Псков, 2015, в объеме 36 ч.

Краткое резюме: после окончания физико- математического факультета ПГПИ  три года работала учителем математики и физики в Октябрьской средней школе Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области (1980-1983 годы), с 1984 года трудовая деятельность проходила в системе высшего профессионального образования. Под руководством Елены Анатольевны подготовлены кандидатские диссертации, присуждены учёные степени кандидатов педагогических наук В.А. Филиппову, А.Д. Богдановой, К.В. Алексеевой. Осуществляется научное руководство диссертационными исследованиями аспирантов очной формы обучения Псков ГУ  Д.А. Жмуровой и А.А. Миронова.

Почетное звание – Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации. 

Список публикаций  – всего более 90  научных и научно-методических публикаций, в том числе:

  1. Ермак Е.А. Развитие представлений старшеклассников о геометрической составляющей современной естественнонаучной картины мира: Практикоориентированная монография. – С-Пб..-Псков,2002. -  208 с.
  2. Ермак Е.А. Геометрическая составляющая естественнонаучной картины мира старшеклассников: Монография. – С- Пб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена,2004 .. – 134 с.
  3. Ермак Е.А. Лекции по истории астрономии//Геометрическое моделирование окружающего мира: Хрестоматия. – М.; Дрофа, 2007. – С.32-84.
  4. Ермак Е.А. Графический язык как средство углубления понимания студентами математического анализа// Вестник Псковского педагогического университета. Серия  «Естественные и физико-математические науки. ,2008. - № 6 –С.110-114. (в соавторстве с В.А.Филипповым.)
  5. Геометрическое моделирование окружающего мира.10-11 классы: Учебное пособие/В.В. Орлов, Н .С .Подходова,  Е .А. Ермак, И.А Иванов. –М.; Дрофа, 2009. – 80 с.
  6. Ермак Е.А. О целостности пространственного образа памятника архитектуры и окружающего ландшафта// Актуальные вопросы современной гуманитарной парадигмы : Сборник материалов научно-практической конференции с международным участием/ Сост. Л.Ю.Дудченко, Е.А.Ермак, Н.И.Иванова, С.В.Кускова. – Псков, ПО ИПКРО, 2012 .  – С.97-103.  (В соавторстве с Е.С.Кузьминой, А.Д.Данниковой)
  7. Ермак Е.А. Подготовка будущих учителей к деятельности по развитию пространственных представлений школьников//Проблемы теории и практики обучения математике: Сборник научных работ, представленных на Международную научную  конференцию «66-е Герценовские чтения»/Под ред. В..В .Орлова . –С-Пб: Изд-во РГПУ  им. А .И .Герцена, 2013.  – С.85-89.
  8. Ермак Е.А. Развитие естественнонаучных представлений студентов на основе межпредметных связей// Образование для устойчивого развития в поликультурном пространстве региона: Материалы Международной научно-методической  конференции/ В 2 частях. Часть 1. – Псков, Псков ГУ, 2013. – С.249-258.
  9. Ермак Е.А. Развитие пространственного мышления при изучении геометрии: Учебное пособие. – Псков: ПсковГУ, 2014. – 68 с.
  10. Ермак Е.А. Развитие пространственного мышления как условие формирования культуры восприятия пространства// Проблемы теории и практики обучения математике: Сборник научных работ, представленных на Международную научную конференцию «67 Герценовские чтения»/ Под ред. В.В. Орлова. – СПб.: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – С.210-215
  11. Ермак Е.А. Поиск продуктивных способов организации самостоятельной деятельности обучающихся в магистратуре// Модернизация образования: развитие идей Ю.А. Конаржевского: V Всероссийские Конаржевские чтения/ Сост. О.Д. Лапицкая, Е.И. Шилова. – Псков: ПОИПКРО,2014. – С.37-43.
  12. Ермак Е.А. Развитие пространственных представлений студентов на междисциплинарной основе// Проблемы теории и практики обучения математике: Сборник научных работ, представленных на Международную научную конференцию «68 Герценовские чтения»/ Под ред. В.В. Орлова. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. – С.29-32.
  13. Ермак Е.А. Роль междисциплинарных связей в повышении уровня культуры взаимодействия студентов с пространственной реальностью//Природное и культурное наследие: Междисциплинарные исследования, сохранение и развитие: Коллективная монография по материалам V Международной научно-практической конференции/ Отв.ред.В.П.Соломин, Н.О.Верещагина, А.Н.Паранина. - Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2016. - С.188-190.
  14. Ермак Е.А. Средства повышения уровня геометрической компетентности будущих учителей математики//Проблемы теории и практики обучения математике: Сборник научных работ, представленных на Международную научную конференцию «69 Герценовские чтения»/Под ред.В.В.Орлова. - Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2016. - С.107-110.
  15. Ермак Е.А. Поиск новых возможностей реализации герменевтического подхода в обучении математике//Человек как субъект социально-педагогического взаимодействия: Материалы Международной научно-методической конференции, посвящённой памяти профессора Л.М.Лузиной. - Псков: Псковский государственный университет, 2016. - С.217-224.